История семьи этнических немцев, которые были вынуждены бежать от войны

Развернуть рубрикатор
История семьи этнических немцев, которые были вынуждены бежать от войны

На протяжении первых трех месяцев войны Советом немцев Украины в тесном сотрудничестве с Рабочей группой немецких национальных меньшинств AGDM была оказана помощь более чем 200 семьям этнических немцев, которые были вынуждены покинуть территорию Украины и пытались получить статус позднего переселенца в Германии на основании исключительного права. По пути следования им предоставлялась посильная помощь со стороны немецких общин стран восточной Европы и координационным бюро AGDM.

Мой путь

Для каждого из этнических немцев в жизни встает выбор: оставаться в Украине (знакомой, любимой и до определенного времени безопасной) или начинать все с чистого листа в Германии.

Моим большим толчком к сбору и оформлению документов по программе поздних переселенцев стала потеря мужа 3 года назад. Нужно было искать новые смыслы и другие жизненные пути. И я их искала. Внутреннее чувство руки, ведущей по этому пути, не покидало все время. В архивах сохранились именно те документы, которые требовались. Ни больше, ни меньше.

Существенной, прежде всего эмоционально, оказалась в это время поддержка Черкасского центра немецкой культуры «Видерштраль», представители которого входят также в состав Совета немцев Украины. Самая яркая характеристика этого сообщества – доброжелательность. Мы и сейчас ежедневно на связи, и сейчас остаемся патриотами Украины немецкой национальности.

Когда началось российское вторжение в Украину, перед каждым встал этот вопрос: что делать? В моем случае было быстрое и нелегкое решение: уезжать. За ночь мы с сыном упаковали свою жизнь в чемодан и рюкзачок. С таким расчетом, что чемодан, возможно, придется покинуть среди дороги. Но рюкзачок – никогда!

Переезд был таким, как в военное время: сидя, стоя, с отменами рейсов, мошенниками, сиренами, ночевками «как получится» и полной неопределенностью: что делать дальше?

Точно знали только одно: в первые дни войны Федеральным правительством Германии по вопросам переселенцев и национальных меньшинств было принято решение о том, что поздние переселенцы из Украины, отвечающие ряду требований, могут не ожидать специального приглашения, а ехать напрямую во Фридланд.

Обработка документов, двухнедельный карантин, собеседования, подтверждение знания языка – все это было. Но было и просто невероятное: немецкая бюрократическая машина реагировала быстро, даже очень быстро. И нам с сыном одобрили решение о переезде!

Распределение на место жительства тоже прошло удивительно быстро: консультантка предложила Берлин, и я сразу согласилась. По ее мнению, этот город должен был нам подойти. И он таки подошел! Прежде всего своей демократичностью и признанием разнообразия во всех его проявлениях.

Как описать свое сегодняшнее состояние? Если коротко, то одним словом: нелегко. Если подробнее – то уже более-менее понимаю схему метрополитена, знаю названия и места нахождения организаций, прошел первый шок от вопросов и ответов на немецком, уже немного реже просыпаюсь ночью с мыслью: «Боже, где я?» и все так же болит душа за Украину.

Что помогает? В первую очередь, люди. Представители немецкой неправительственной организации AGDM, которые в партнерстве с Советом немцев Украины информационно сопровождали на всех этапах переезда и были на связи 24/7. Прежде всего, успокаивали, снимали кучу моих опасений относительно того, полностью соответствуют ли документы необходимым требованиям программы для поздних переселенцев. Дополнительно предоставляли очень развернутую информацию о статусе поздних переселенцев и возможностях, которые он предоставляет. Представители AGDM помогали с логистическими вопросами при проезде по территории Польши и Германии и даже подъехали к поезду, на котором прибыло несколько немецких семей из Украины, помогли с приобретением и установкой немецкой карты мобильной связи. Невероятным везением после тяжелого переезда был и ночлег в Варшаве, организованный для нас стараниями этнических немцев, проживающих в Польше. Однозначно, что без этой помощи шок на каждом из этапов переезда был бы в разы больше. Сотрудничество нашей семьи с AGDM продолжается, и сейчас они приглашают через группу в Facebook на культурные мероприятия, уже в Берлине.

Важными кругами моей поддержки на этом этапе стали персонал и соседи по хайму, в котором сейчас живем. А еще – волонтерская команда одного из центров помощи украинцам на вокзале, где я помогаю каждые выходные. Но особенно - мои родители, которые остаются в Украине и каждый день мне говорят: «Ты молодец. Мы верим в тебя.».

Инна Ченбай

ФОТО: Семья Ченбай по пути во Фридланд в сопровождении волонтёров AGDM

8 июня 2022
Автор: Büro des RDU
×